Главными целями в работе социального педагога являются: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье, их интересы, отношения с семьёй и их товарищами. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности.
При работе используется пакет документов (в соответствии с инструкцией об организации и порядке ведения в общеобразовательных учреждениях системы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении):
Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов ребёнка в педколлективе, среди родителей и лиц их заменяющих, среди учащихся, создана методическая копилка разработок, выступлений, бесед по пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в школьной среде, плакаты.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий).
На начало каждого года составляется социальный паспорт классов и школы, в котором учитываются все категории учащихся:
После систематизации полученных данных социальный педагог совместно с классными руководителями и составляется социальный паспорт школы, который на сегодняшний день констатирует:
- детей проживающих в неполных семьях 18,9 % от общего числа учащихся из них:
- воспитывает детей один отец – 0,5%;
- воспитывает одна мама – 18,4%
- воспитывают опекуны – 1,8%
- проживают в малообеспеченных семьях - 11,7%;
- проживают в многодетных семьях – 0,9%.
- Количество семей по уровню образованности родителей следующее:
- высшее образование - 12,4%;
- среднеспециальное – 30,7%;
- среднее образование – 16%;
- основная школа – 0,7%.
- Количество семей по занятости родителей имеет следующую структуру:
- работают оба родителя – 13,9%;
- работает один родитель - 20,4%;
- безработные – 5,9%.
- Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учёте на сегодняшний день – 16,9 %, из них:
- на учёте за пределами школы (ОЮП УВД) – 6%;
- с отклонениями в поведении – 1,1%;
- с социально-бытовыми проблемами – 0,9%;
- с учебно-педагогическими проблемами – 11,7%;
- с логопедическими проблемами – 13,9%;
- с проблемами медицинского характера – 16,7%;
- с дефектологическими проблемами – 11,7%;
- с психологическими проблемами – 0,3%.
Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в социуме. На начало года проводится социальная паспортизация классов и составляется социальный фон школы. Анализируя образовательный уровень родителей учащихся, создаётся банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составляются списки многодетных семей, опекаемых детей.
Важное место в работе занимает деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, социальная защита прав ребенка, социальная поддержка детей и подростков, системное проведение мероприятий по нормализации социальной жизни несовершеннолетних. Разработана программа, которая включает мероприятия образовательно-воспитательного характера: беседы с учащимися; распространение информационно-методического материала для учащихся, педагогов и родителей; просмотр видеофильмов, родительские собрания, конференции, круглые столы и т.д. Диагностического характера: составление социальных паспортов; мониторинг занятости и правонарушений, анкетирование и т.д. Организационно-коммуникативного: составление планов; подготовка и проведение заседаний профсовета и т.д. Далее следует- охранно-защитная и посредническая функции реализации программы, это изучение нормативно-правовых документов, разбор конфликтных ситуаций в семье, в классе, в школе.
Ведется мониторинг образовательного процесса, где отслеживаются учащиеся, состоящие на учете в ОЮП, в школе.
Форма учёта |
2015-2016 |
2016-2017 |
На учёте в ОЮП |
8 |
4 |
На учёте в ОНЦ |
2 |
1 |
в ЦАН |
0 |
0 |
Малообеспеченные |
58 |
76 |
Внутришкольный учёт |
138 |
79 |
Склонные к суициду |
0 |
0 |
Данная категория учащихся, требует повышенного педагогического внимания, и состоит на особом контроле у классных руководителей, школьной социально - психолого - педагогической службы.
В течение года целенаправленно ведётся работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.).
Одной из главных проблем несовершеннолетних, в особенности учащихся, находящихся в «группе риска» является неспособность к психологической и социальной адаптации в условиях современного общества, которое требует высокого уровня сопротивления таким негативным явлениям, как преступность, наркомания, алкоголизм, социальное иждивенчество. В целях защиты подростков от негативного влияния среды, повышения их чувства собственного достоинства, формирования сферы позитивной социальной ориентации и мотивации к способности оценивать последствия своего поступка разработан ряд интерактивных занятий, направленных на повышение правовых знаний. Был сформирована школьная дружина «Юные помощники полиции», результатом проведённой работы является участие команды КГУ «Средняя школа №2 «Сақшы», в городском конкурсе «Юный друг полиции» и занятое призовое место. В отряде имеется свод правил, обязанности, права. На еженедельном сборе дружины проводятся профилактические беседы, тренинги, диагностика; проходят встречи с представителями правоохранительных органов, специалистами, интересными людьми.
Работает Совет профилактики, на котором рассматриваются нарушения правил внутреннего распорядка школы, административные нарушения учащимися:
2015 – 2016 – 6 Протоколов Совета профилактики правонарушений
2016-2017- 2 Протокола Совета профилактики правонарушений (на начало ноября)
Также социальным педагогом ведется журнал проведенных бесед и консультаций с охватом всех учащихся, состоящих на внутришкольном учете и с остальными учащимися с целью профилактики правонарушений.
С целью информированности учащихся 5-11 классов по проблемам, связанных с ВИЧ/СПИД, в общеобразовательной школе №2 на 1 этаже оформлен стенд: профилактика употребления вредных веществ. В библиотеке действует постоянная выставка по ЗОЖ, имеются журналы.
В первом полугодии с 7 по 11 классы ежегодно проводится входящее анкетирование: «Что я знаю о ВИЧ/СПИДе?» с учетом возрастных особенностей. Перед проведением входящего анкетирования учащимся проводятся лекции, брифинги, семинары, круглые столы по данным темам.
Ежегодно во 2-й четверти в ноябре, декабре проводится месячник по проблемам ВИД/СПИДа. В рамках Всемирного дня борьбы с ВИЧ/СПИДом (1 декабря) ежегодно проводится общешкольная линейка и совместно с Советом старшеклассников подготавливаются плакаты на 3-х языках по данному вопросу. Работа по профилактике ВИЧ/СПИДа заканчивается проведением исходящего анкетирования среди учащихся.
Ежегодно в рамках дисциплины ПУВВ (профилактика употребления вредных веществ) выдается всего 57 часов (в течение года) с 5-11 классы (по параллелям). Данная дисциплина не включена в расписание школы, проводится на классных часах, после уроков. Можно отметить, что учащиеся адекватно относятся к проблемам наркомании, табакокурения, алкоголя. ВИЧ/СПИД. Среди учащихся нет зависимых от пагубных привычек детей. На уроках ПУВВ применяются следующие формы работы: дискуссия, беседа, творческая работа, демонстрация фильмов
Проблемное поле:
Возможные пути преодоления недостатков:
Психологическая служба школы является необходимым компонентом организационной структуры школы и создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности, направленной на:
– сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом в данном образовательном учреждении;
– оказания консультативной помощи всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся, родителям;
– проведения диагностики и коррекции развития.
В своей деятельности специалисты службы руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», функциональными обязанностями, Планом учебно-воспитательной работы школы, региональными нормативными документами, регулирующими деятельность школьных психологов, должностными обязанностями.
В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими принципами:
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми субъектами образовательного процесса и структурами, обеспечивающими его функционирование.
Кадровое обеспечение психологической службы:
1)Копеева А.Д – педагог-психолог
2)Шалхабанова М.Т. – педагог-психолог
– с детьми:
1) психологическое обследование учащихся в период обучения;
2)диагностика причин школьнойдезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.).
– с родителями:
1) диагностика детско-родительских отношений;
2) тематическое анкетирование.
– с педагогическим коллективом:
1) проведение психолого-педагогического анкетирования;
2) проведение опросов педагогического коллектива по конкретным запросам.
По результатам психолого-диагностического исследования сформированы группы учащихся, в отношении которых необходима индивидуальная или групповая коррекционная психолого-педагогическая работа. Коррекционная работа была направлена на снижение уровня школьной тревожности, на сплочение классного коллектива, повышение представлений подростка о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»; развитие умений достигать поставленной цели; повышение самопонимания и понимания других; развитие эмпатии, способности принятию себя и другого человека; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения.
По результатам диагностического исследования учителям, классным руководителям и родителям были даны рекомендации по индивидуальной работе с детьми.
Особое внимание уделялось учащимся, которые состоят на внутришкольном учёте. Работа с ними заключалась в изучении эмоционально-волевой и мотивационной сферы, личностно-типологических особенностей, выявления «группы риска».
1) проведение индивидуальных психологических занятий по запросам детей, учителей, родителей;
2) проведение развивающих занятий;
3) проведение психолого-педагогической программы по формированию адаптационно-развивающей среды в 5,10-х классах;
4) проведение психолого-педагогической программы адаптации первоклассников к обучению в школе;
5) цикл занятий по активизации процесса жизненного и профессионального самоопределения подростков и старшеклассников;
6) коррекционно-развивающие занятия по психолого-педагогической подготовке к ВОУД и ЕНТ.
Большое внимание в нашей работе уделяется коррекционно-развивающей деятельности. Психологи школы помогают учащимся в развитии их способностей, склонностей, организуют работу по преодолению отклонений в развитии, нарушении в поведении и обучении детей, способствуют их личностному росту и профессиональному самоопределению.
Основная тематика индивидуальных коррекционно-развивающих занятий следующая:
Проведенную групповую коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В 1, 5, 10-х классах ежегодно проводятся педагогические консилиумы, направленные на выявление тревожности, сплочение коллектива, проблемы в обучении и поведении.
С учащимися 9-х – 11-х классов с целью снятия тревожности и эмоционального напряжения проводятся тренинги «Регуляции эмоционального состояния». Программа психологических тренинговых занятий для старшеклассников, используемых при подготовке к ЕНТ «Формула успеха».
Ежегодно с учащимися «группы риска» проводятся коррекционно-развивающиеся занятия (12 занятий в течение уч. года).
Следовательно, задача психолога состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то степени психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревоги, обрести душевное спокойствие, так требуемое для его полноценного развития.
III. Консультирование:
– детей:
1) по вопросам школьной дезадаптации учащихся 6-17 лет (проблемы обучения и поведения);
2) профконсультирование учащихся старших классов.
– родителей:
1) по вопросам взаимоотношений с ребенком и вопросам воспитания (обучения).
– учителей:
1) по вопросам школьной и социальной дезадаптации;
2) по личным и профессиональным проблемам.
1) Проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью повышения психологической компетентности педагогов.
2) Повышение психологической грамотности родителей в общении с детьми.
3) Подготовка методических материалов.
Деятельность психолога направленная на формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей, положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Направление работы |
Родительские собрания |
Выступление на педагогических советах |
Выступление на методических объединениях |
Классные часы |
Стенд по профориентации |