Меню KDT

logo.png?_=1691034697

КГУ «Средняя школа №2 имени Смагула Садуакасулы»
г. Петропавловска
  • kz
  • ru
  • en
  • Новости

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


    Главными целями в работе социального педагога являются: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям. 

    Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье, их интересы, отношения с семьёй и их товарищами. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности.

    При работе используется  пакет документов (в соответствии с инструкцией об организации и порядке ведения в общеобразовательных учреждениях системы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении):

    1. Должностные обязанности социального педагога.
    2. Социальный паспорт школы.
    3. Социальные паспорта учащихся и их семей.
    4. Социальные паспорта классов.
    5. План работы социального педагога.
    6. Анализ работы социального педагога за прошедшие года.
    7. Сведения о несовершеннолетних детях, находящихся под опекой (попечительством).
    8. Сведения о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних УВД г. Петропавловска.
    9. Списки малообеспеченных, многодетных, неполных семей.
    10. Список детей с ограниченными возможностями в здоровье.
    11. Правовой основой воспитательной деятельности являются следующие нормативные документы:
    • Конвенция о правах ребёнка
    • Конституция Республики Казахстан
    • Семейный кодекс РК
    • Гражданский кодекс РК
    • Жилищный кодекс.
    • Закон «Об образовании»
    • «О социальной защите инвалидов»
    • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
    • «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения взрослых»
    • Устав школы
    • Трудовой кодекс РК

     

     

    Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов ребёнка в педколлективе, среди родителей и лиц их заменяющих, среди учащихся, создана методическая копилка разработок, выступлений, бесед по пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в школьной среде, плакаты.

    Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий).

    На начало каждого года составляется социальный паспорт классов и школы, в котором учитываются все категории учащихся:

     

    После систематизации полученных данных социальный педагог совместно с классными руководителями и составляется социальный паспорт школы, который на сегодняшний день констатирует:

     -  детей проживающих в неполных семьях  18,9 % от общего числа учащихся  из   них:

    - воспитывает детей один отец – 0,5%;

    - воспитывает одна мама – 18,4%

    - воспитывают опекуны – 1,8%

    -  проживают в малообеспеченных семьях -  11,7%;       

    -  проживают в многодетных семьях – 0,9%.

    Количество семей по уровню образованности родителей следующее:

    - высшее образование  - 12,4%;

    - среднеспециальное – 30,7%;

    - среднее образование – 16%;

    - основная школа – 0,7%.

    - Количество семей по занятости родителей имеет следующую структуру:

    - работают оба родителя – 13,9%;

    - работает один родитель -  20,4%;       

    - безработные – 5,9%.

    Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учёте на сегодняшний день – 16,9 %,   из них:

    - на учёте  за пределами школы (ОЮП УВД) – 6%;

     - с отклонениями в поведении – 1,1%;

                      - с социально-бытовыми проблемами – 0,9%;

                      - с учебно-педагогическими проблемами – 11,7%;

     - с логопедическими проблемами – 13,9%;

     - с проблемами  медицинского характера – 16,7%;

     - с дефектологическими  проблемами – 11,7%;

                      - с психологическими проблемами – 0,3%.

     

    Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в социуме. На начало года проводится социальная паспортизация классов и составляется социальный фон школы. Анализируя образовательный уровень родителей учащихся, создаётся банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составляются списки многодетных семей, опекаемых детей.

    Важное место в работе занимает деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, социальная защита прав ребенка, социальная поддержка детей и подростков, системное проведение мероприятий по нормализации социальной жизни несовершеннолетних. Разработана программа, которая  включает мероприятия образовательно-воспитательного характера: беседы с учащимися; распространение информационно-методического материала для учащихся, педагогов и родителей; просмотр видеофильмов, родительские собрания, конференции, круглые столы и т.д. Диагностического характера: составление социальных паспортов; мониторинг занятости и правонарушений, анкетирование и т.д. Организационно-коммуникативного: составление планов; подготовка и проведение заседаний профсовета и т.д. Далее следует- охранно-защитная и посредническая функции реализации программы, это изучение нормативно-правовых документов, разбор конфликтных ситуаций в семье, в классе, в школе.

    Ведется мониторинг образовательного процесса, где отслеживаются учащиеся, состоящие на учете в ОЮП, в школе.

     

    Форма учёта

    2015-2016

    2016-2017

    На учёте в ОЮП

    8

    4

    На учёте в ОНЦ

    2

    1

    в ЦАН

    0

    0

    Малообеспеченные

    58

    76

    Внутришкольный учёт

    138

    79

    Склонные к суициду

    0

    0

     

    Данная категория учащихся, требует повышенного педагогического внимания, и состоит на особом контроле у классных руководителей, школьной социально - психолого - педагогической службы.

    В течение года целенаправленно ведётся  работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.).

    Одной из главных проблем несовершеннолетних, в особенности учащихся, находящихся в «группе риска» является неспособность  к психологической и социальной адаптации в условиях современного общества, которое требует высокого уровня сопротивления таким негативным явлениям, как преступность, наркомания, алкоголизм, социальное иждивенчество. В целях защиты подростков от негативного влияния среды, повышения их чувства собственного достоинства, формирования сферы позитивной социальной ориентации и мотивации к способности оценивать последствия своего поступка  разработан ряд интерактивных занятий, направленных на повышение правовых знаний. Был сформирована школьная дружина «Юные помощники полиции», результатом проведённой работы является участие команды КГУ «Средняя школа №2 «Сақшы», в городском конкурсе «Юный друг полиции» и занятое призовое место. В отряде имеется свод правил, обязанности, права. На еженедельном сборе дружины проводятся профилактические беседы, тренинги, диагностика; проходят встречи с представителями правоохранительных органов, специалистами, интересными людьми.

    Работает Совет профилактики, на котором рассматриваются нарушения правил внутреннего распорядка школы, административные нарушения учащимися:

    2015 – 2016 – 6 Протоколов Совета профилактики правонарушений

    2016-2017- 2 Протокола Совета профилактики правонарушений (на начало ноября)

    Также социальным педагогом ведется журнал проведенных бесед  и консультаций с охватом всех учащихся, состоящих на внутришкольном учете и с остальными учащимися с целью профилактики правонарушений.

    С целью информированности учащихся 5-11 классов по проблемам, связанных с ВИЧ/СПИД, в общеобразовательной школе №2  на 1 этаже оформлен стенд: профилактика употребления вредных веществ. В библиотеке действует  постоянная выставка по ЗОЖ, имеются журналы.

    В первом полугодии с 7 по 11 классы ежегодно проводится входящее анкетирование: «Что я знаю о ВИЧ/СПИДе?» с учетом возрастных особенностей. Перед проведением входящего анкетирования учащимся проводятся лекции, брифинги, семинары, круглые столы по данным темам.

    Ежегодно во 2-й четверти в ноябре, декабре проводится месячник по проблемам ВИД/СПИДа. В рамках  Всемирного дня борьбы с ВИЧ/СПИДом (1 декабря) ежегодно проводится общешкольная линейка и совместно с Советом старшеклассников подготавливаются плакаты на 3-х языках по данному вопросу. Работа по профилактике ВИЧ/СПИДа заканчивается проведением исходящего анкетирования среди учащихся.

    Ежегодно в рамках дисциплины ПУВВ (профилактика употребления вредных веществ) выдается  всего 57 часов (в течение года) с 5-11 классы (по параллелям). Данная дисциплина не включена в расписание школы, проводится на классных часах, после уроков. Можно отметить, что учащиеся адекватно относятся  к проблемам наркомании, табакокурения,  алкоголя. ВИЧ/СПИД. Среди учащихся нет зависимых от пагубных привычек детей. На уроках ПУВВ применяются следующие формы работы: дискуссия, беседа, творческая работа, демонстрация фильмов

    Проблемное поле:

    1. Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
    2. Снижается возраст риска (дети от 9 до 15 лет).
    3. Посещаемость учащихся.
    4. Нет необходимых средств для оказания более действенной помощи детям из малообеспеченных семей.

    Возможные пути преодоления недостатков:

    1. Продолжать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально опасном положении.
    2. Усилить профилактическую работу с несовершеннолетними, совместно с психологом школы проводить раннюю диагностику.
    3. Полное выполнение совместного плана работы всех служб профилактики города и школы и его реализация.
    4. Привлечение спонсорских средств для оказания помощи остронуждающимся детям.

    Психологическая служба школы является необходимым компонентом организационной структуры школы и создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности, направленной на:

    – сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом в данном образовательном учреждении;

    – оказания консультативной помощи всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся, родителям;

    – проведения диагностики и коррекции развития.

    В своей деятельности специалисты службы руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», функциональными обязанностями, Планом учебно-воспитательной работы школы, региональными нормативными документами, регулирующими деятельность школьных психологов, должностными обязанностями.

    В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими принципами:

    • психологизации процесса гуманизации образования;
    • оптимизации деятельности школы;
    • комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании;
    • направленности системы обучения и воспитания на сохранение психического и физического здоровья детей и взрослых;
    • соблюдения прав человека.

    Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми субъектами образовательного процесса и структурами, обеспечивающими его функционирование.

     

    Кадровое обеспечение психологической службы:

    1)Копеева А.Д – педагог-психолог

    2)Шалхабанова М.Т. – педагог-психолог

    1. Диагностическая работа:

    – с детьми:

    1) психологическое обследование учащихся в период обучения;

    2)диагностика причин школьнойдезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.).

    – с родителями:

    1) диагностика детско-родительских отношений;

    2) тематическое анкетирование.

    – с педагогическим коллективом:

    1) проведение психолого-педагогического анкетирования;

    2) проведение опросов педагогического коллектива по конкретным запросам.

    По результатам психолого-диагностического исследования сформированы группы учащихся, в отношении которых необходима индивидуальная или групповая коррекционная психолого-педагогическая работа. Коррекционная работа была направлена на снижение уровня школьной тревожности, на сплочение классного коллектива, повышение представлений подростка о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»; развитие умений достигать поставленной цели; повышение самопонимания и понимания других; развитие эмпатии, способности принятию себя и другого человека; развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения.

    По результатам диагностического исследования учителям, классным руководителям и родителям были даны рекомендации по индивидуальной работе с детьми.

    Особое внимание уделялось учащимся, которые состоят на внутришкольном учёте. Работа с ними заключалась в изучении эмоционально-волевой и мотивационной сферы, личностно-типологических особенностей, выявления «группы риска».

     

    1. Коррекционно-развивающая работа: – с детьми:

    1) проведение индивидуальных психологических занятий по запросам детей, учителей, родителей;

    2) проведение развивающих занятий;

    3) проведение психолого-педагогической программы по формированию адаптационно-развивающей среды в 5,10-х классах;

    4) проведение психолого-педагогической программы адаптации первоклассников к обучению в школе;

    5) цикл занятий по активизации процесса жизненного и профессионального самоопределения подростков и старшеклассников;

    6) коррекционно-развивающие занятия по психолого-педагогической подготовке к ВОУД и ЕНТ.

    Большое внимание в нашей работе уделяется коррекционно-развивающей деятельности. Психологи школы помогают учащимся в развитии их способностей, склонностей, организуют работу по преодолению отклонений в развитии, нарушении в поведении и обучении детей, способствуют их личностному росту и профессиональному самоопреде­лению.

    Основная тематика индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий следующая:

    • положительный образ «Я»
    • коррекция эмоционального состояния
    • работа со стрессовыми состояниями
    • работа с агрессией
    • развитие коммуникативных навыков

    Проведенную групповую коррекционно-развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

    В 1, 5, 10-х классах ежегодно проводятся педагогические консилиумы, направленные на выявление тревожности, сплочение коллектива, проблемы в обучении и поведении.

    С учащимися 9-х – 11-х классов с целью снятия тревожности и эмоционального напряжения проводятся тренинги «Регуляции эмоционального состояния». Программа психологических тренинговых занятий для старшеклассников, используемых при подготовке к ЕНТ «Формула успеха».

    Ежегодно с учащимися «группы риска» проводятся коррекционно-развивающиеся занятия (12 занятий в течение уч. года).

    Следовательно, задача психолога  состоит не только в том, чтобы стать для ученика носителем  знаний, воспитателем, но и в какой-то степени психотерапевтом, помочь ребенку конструктивно преодолеть тревоги, обрести душевное спокойствие, так требуемое для его полноценного развития.

    III. Консультирование:

    детей:

    1) по вопросам школьной дезадаптации учащихся 6-17 лет (проблемы обучения и поведения);

    2) профконсультирование учащихся старших классов.

    родителей:

    1) по вопросам взаимоотношений с ребенком и вопросам воспитания (обучения).

    учителей:

    1) по вопросам школьной и социальной дезадаптации;

    2) по личным и профессиональным проблемам.

     

    1. Организационно-методическое направление:

    1) Проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью повышения психологической компетентности педагогов.

    2) Повышение психологической грамотности родителей в общении с детьми.

    3) Подготовка методических материалов.

    Деятельность психолога направленная на формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей, положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

     

    Направление работы

    Родительские собрания

    Выступление на педагогических советах

    Выступление на методических объединениях

    Классные часы

    Стенд по профориентации

     

     

     

    19.11.2016
    0


    Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

    Послание
    Президента

    Рухани жаңғыру

    В чем, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

    Голосовать

    Полезные ссылки